Homo erectus
- Софья Ефимова
- 22 дек. 2015 г.
- 2 мин. чтения
Источник - Центр им. Вс. Мейерхольда
В начале декабря в Москву приехал французский хореограф и танцовщик Пьер Ригаль с моноспектаклем "Выпрямление" / "Erection" (концепция и режиссер Орельян Бори). "Выпрямление" показали в ЦИМе, а недавно на сайте центра вышел мой текст про этот спектакль.
Французский институт при Посольстве Франции в Москве представил столичной публике современный французский танец. Моноспектакль Пьера Ригаля «Выпрямление» (режиссер Орельян Бори) показали в ЦИМе – на площадке театрального эксперимента и современного танца. Несмотря на то, что работе более 10-ти лет (2003-го года), «Выпрямление» оживляет консервативное течение московской театральной жизни. Развитие индивида от существа ползающего к человеку прямоходящему – такую тему выбрал Бори. В антропологии этот путь занял миллионы лет, Ригаль же уложил его всего в 45 минут. На полу – квадратная светодиодная пластина, подсвечивающаяся яркими неоновыми цветами. Тишина. На спине лежит мужчина в белом костюме. Он переворачивается из стороны в сторону, словно пытаясь почувствовать свое тело. Что-то мешает ему коснуться пола ступнями. На человека он похож весьма отдаленно: то в пространстве расползается медуза, то – ползет каракатица, то группируется пантера, сейчас крокодил, а потом — обезьяна, а вдруг вообще возникает робот-машина. Мигающий разными цветами пол задает ритм его действиям, как бы подгоняя поскорее стать человеком. Музыка композиторов Сильвиан Шову и Жоан Камбо участвует в эволюции, откликаясь на взаимодействие Ригаля со светодиодным панно на полу. Набор звуков, отрывки, абстракция. Мигают напольные клетки-квадраты, и он ползком, а потом прыжком пытается попасть в них, словно в игре, но промахивается. Наконец, его ноги касаются пола. Он пытается встать. Психоделические аккорды напоминают то Pink Floyd, то Depeche Mode, пол становится то синим, то красным. Мужчина растет – и перед нами уже человек, он на ногах, но стоит неуверенно, шатается, словно ища точку опоры. Совладав, наконец, с собственным телом, он бежит – исступленно, по кругу, будто убеждаясь, что обрел способность ходить. Громкий пульс, программа, диаграмма. Вдруг, как хамелеон, он окрашивается золотистым цветом, и перед нами другой человек — словно змея сбросила кожу. Вскоре все пропадает, и он вновь ложится на пол. Круг замыкается.
«Выпрямление» — это спектакль о том, что нам, людям, стоит крепче стоять на ногах в этом мире. Работа не новая, но по-прежнему актуальная для современного театра. Это поиск нового театрального языка. Путь человека в истории есть череда проб и ошибок. Человек полон комплексов и страхов. Бори интересует борьба и поиск новой сценической формы. С одной стороны, человек борется с собой. С другой – с одиночеством, хочет физически почувствовать себя в пространстве. Человек наг, одинок и уязвим. Герой Ригаля мечтает подняться и воспарить. Из позиции «лежа» через позицию «сидя» он переходит в позицию «стоя». «Выпрямление» — это метафора роста человека на пути к познанию мира и себя в нем.
Полный текст статьи можно прочитать на сайте ЦИМа
Commentaires