top of page
  • Facebook B&W

В страну свана

  • Фото автора: soniaefimova
    soniaefimova
  • 27 дек. 2015 г.
  • 3 мин. чтения

Недавно в ЦИМе состоялась премьера спектакля «Сван» режиссера Юрия Квятковского. Роли исполнили молодые актеры мастерской Дмитрия Брусникина. Пьесу в стихах написали поэт Андрей Родионов и драматург Катерина Троепольская.

«Сван» (от англ. swan – лебедь; поэт) – это остросоциальный проект, где речь идет о том, как получить (или не получить) гражданство вымышленной страны Лебедянии.

Спектакль также был показан в Москве в ноябре в рамках фестиваля NET.

Заговорить со сцены стихами о работе бюрократического аппарата – явление удивительной актуальности. Проект «Сван» - это утопическая музыкально-драматическая фантазия о том, что ждет Россию в бюрократическом будущем. Действующих лиц немного: три сотрудницы Федеральной миграционной службы (комиссия), три мигранта (двое мужчин и одна женщина) и поэт Вячеслав (Слава) Родин, который готовит последних к госэкзамену по языку. Атмосфера ФМС ощущается с первых секунд после входа в зрительный зал. Чтобы дойти до кресел, нужно преодолеть небольшой, искусственно сооруженный кулуар, напоминающий ограждения в очередях ожидания ФМС. Металлические перегородки высотой от пола практически до потолка расположены в пространстве между входом и сценой – напротив зрительских кресел. С левой стороны сцены, на возвышении, прикрепленном к потолку, находится музыкант, исполняющий электро-этнические мотивы. Происходящее на сцене напоминает квест, компьютерную игру с различными уровнями сложности.

Цель проекта «Сван» - давать «гадким утятам» «гражданство лебединое», «ведь каждый гадкий утенок может попробовать стать лебедем». Но не все так просто: чтобы получить гражданство Лебедянии, мигранты должны сдать госэкзамен по языку в стихотворной форме. К порядку и закону их призывают ангелы, в чем-то напоминающие Веничкиных херувимов из «Москва-Петушки». Чтобы сдать экзамен, мигрантам нужно рассказать о себе, своей профессии, своей родине, о русской природе. Каждому предстоит доказать, что он достоин не только стать гражданином страны и частью большой системы, но и служить ей, присоединиться к единому механизму, пройдя жесткий бюрократический аппарат. Оформление спектакля (художник Полина Бахтина) необычно: в нем пиксельные орнаменты совмещают одновременно элементы русского и восточного стилей. Костюмы актеров также аутентичны: на зелено-бирюзовой форме сотрудниц ФМС вышиты белые лебеди, на голове начальницы Клавы – убор, напоминающий кокошник.

Поэтика унижения. На сцене – две сотрудницы ФМС. Они собираются пить чай. Как часто бывает в женских коллективах, обязательно должно найтись слабое звено - предмет общей травли. И непонятно, что страшнее: когда женщины объединятся против женщины или когда предметом их травли становятся мужчины. Первый в очереди за гражданством – Саид-Шах, по профессии – штукатур и маляр, а по совместительству «и немного художник, и немного поэт». Он говорит о своей родине и своем доме:


Я родился у моря

В маленькой белой комнатке

Со стенами из фарфора

Вышел на улицу, вижу потом

Засохло море, в пустыне живу

Разбился мой фарфоровый дом

Я сел на поезд, поехал в Москву


Материал, из которого сделан дом экзаменуемого, сразу привлекает внимание сотрудниц ФМС. Им с трудом верится, что он был фарфоровый:


Наверно, из глины был дом то? / И из навоза?


Всем сердцем желающий получить гражданство России-Лебедянии, Саид-Шах вынужден признать, что дом из навоза. Другого мигранта, Молдакула, женская комиссия просит рассказать о природе, сравнив в них березу и «родной саксаул». На что Молдакул отвечает: Ствол березы красив, саксаул же наш крив / Его ветер пустыни так и сяк изогнул. Идти-то некуда. Но женщинам не нравится имя мигранта. Все пять Молдакулов, приходившие до него, были, мол, неблагонадежными. Третья претендентка на гражданство – слепая цыганка Октавия, ясновидящая, способная предсказывать будущее. Она неистово мечтает служить России «как пророчица»: Господин президент, святой русский народ, / Светом горних дорог озарить мне вас хочется! Октавию тут же принимают за сумасшедшую, однако она единственная, у кого есть приглашение. Начальница Клава тут же интересуется и просит, чтобы Октавия что-нибудь предсказала лично ей. Тогда чиновница узнает, что скоро станет Родиной и единственной для принца. А вот если замуж Клава не выйдет, то беды не миновать:


тогда паранойя

Твой мозг разорвет, и ты станешь убийцей


И тогда Клава понимает главное. И вдруг начинает говорить со Славой стихами. И между ними происходит большая, чистая любовь, и она становится Родиной. Но вместе с любовью происходит и проблема: Слава родился в семье русских дипломатов в другом государстве, и ему тоже нужно оформлять регистрацию. Но ФМС живет по своим законам, и никаких поблажек никому не делает. Клава и Слава приходят к комиссии – униженные, они вместе сдают госэкзамен.

Спектакль закольцовывается сценой приготовления к очередному чаепитию. Клава Родина, новые сотрудницы, новые мигранты. Все осталось по-прежнему. Что ждет страну поэтов, где все говорят стихами, - на этот вопрос каждый отвечает по-своему, а вход в нее также будет находиться под зорким наблюдением.


Подробнее о спектакле можно узнать на страничке спектакля на сайте ЦИМа

 
 
 

Comments


 СЛЕДИТЕ ЗА НАМИ: 
  • Facebook B&W
bottom of page